10.11.2008 | Служба новостей Росфирм
У продавцов бытовой техники и электроники дефицит товаров и покупателей
От кризиса страдают все, но ритейлерам, специализирующимся на торговле бытовой техникой и электроникой (БТЭ), не повезло вдвойне. Они словно оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, падают продажи - в основном из-за резкого снижения количества покупок техники в кредит. С другой - наступающий высокий сезон, который мог бы помочь немного поправить дела, розничные сети рискуют встретить с полупустыми полками.
Пополнить предновогодний ассортимент попросту не на что. Банки неохотно кредитуют даже под неслыханно высокие 25-30%, а поставщики и вовсе не желают идти на уступки и увеличивать отсрочки платежей. Чего ждать в этой ситуации потребителям? Да ничего хорошего. «Цены будут расти. Ритейлеры будут стараться компенсировать падение рентабельности увеличением розничной наценки», - честно предупреждает генеральный директор компании «Эксперт-ритейл» Кирилл Новиков.
«Еще в августе доля товаров, продававшихся в кредит в нашей сети, составляла 23-25%, а по итогам сентября упала до 15-16%. Спад по кредитованию составил 30-35%», - рассказывает вице-президент «Техносилы» Леонид Тюкавкин. Страдают продажи самых «кредитоемких» категорий товаров - плазменных панелей, дорогой крупной бытовой техники, фото- и видеокамер, смартфонов.
В «Евросети», ассортимент которой преимущественно составляют мобильные устройства, доля техники, продававшейся в кредит, составляла 30-35% в зависимости от региона. По словам председателя совета директоров «Евросети» Евгения Чичваркина, в сентябре-октябре продажи его компании сократились как раз на эту долю. Людям отказывают в кредитах почти в 100% случаев. А делать покупки за наличные многим просто не по карману.
Чичваркин уверен, что так же обстоят дела и у других торговцев БТЭ. Правда, представители «Эльдорадо», «М.видео» и «Мира» утверждают, что снижение объемов потребительского кредитования (за последний месяц спад, по их словам, был на уровне 4-7%) практически не повлияло на общие продажи. «Лукавят», - лаконично комментирует эти утверждения глава «Евросети». Чичваркину вторит Новиков из «Эксперта», который считает, что ситуация намного серьезнее, чем ее пытаются представить конкуренты: «За последний месяц объемы потребкредитования в розничных сетях снизились на 50% по сравнению с прошлым годом. А до конца этого года доля кредитов сократится еще».
Основные игроки сектора экспресс-кредитования - банк «Русский стандарт» (в первом полугодии 2008 г. на его долю пришлось примерно 27% всех выданных кредитов), ХКФ Банк (20%), ОТП Банк (11%) и «Ренессанс Кредит» (10,9%) - сокращают персонал точек продаж в торговых сетях. По словам Тюкавкина из «Техносилы», если в докризисное время в каждой банковской точке работало по 2-3 сотрудника, то теперь только один. «Ренессанс Кредит» в середине октября вообще свернул все свои программы по работе с розницей.
Получить экспресс-кредит на покупку техники стало очень трудно. По словам аналитика Банка Москвы Дмитрия Хамракулова, чтобы соответствовать новым условиям банкиров, «нужно быть святым». На положительное решение могут рассчитывать только постоянные клиенты с безупречной кредитной историей. Многие банки вводят практику двойного поручительства, а ставки выросли до неприличных 35-40%.
Один из менеджеров «Русского стандарта» рассказал на условиях анонимности, что банк отказывает 9 из 10 вновь обратившихся за кредитом. Официальных комментариев на эту тему в «Русском стандарте» получить не удалось. В ХКФ Банке корреспондента заверили, что продолжают выдавать экспресс-кредиты в прежнем режиме. «Банки ни за что не признаются в том, что они, по сути, остановили выдачу потребкредитов», - пожимает плечами старший аналитик рейтингового агентства RusRating Виктория Белозерова.
Но шила в мешке не утаишь. Из всех сетевых магазинов исчезли заманчивые предложения купить технику в рассрочку по программам вроде «0-0-36» или «0-0-48» (первая цифра означает нулевой первоначальный взнос, вторая - нулевую процентную ставку, третья - срок погашения в месяцах). Вместо этого «М.видео», к примеру, снова запустила программу «10-10-10», созданную еще пять лет назад. «Сейчас не время для имиджевых акций. Банки на них не зарабатывали, а только теряли. Ничего удивительного, что они переходят на более доходные продукты», - поясняет президент «М.видео» Александр Тынкован.
По прогнозам Евгения Чичваркина, ноябрьские продажи техники будут вдвое ниже средних по году. Александр Тынкован говорит, что ситуация не столь катастрофична: «Мы ожидаем колебаний по продажам на уровне 5% и надеемся удержаться по доле товаров, проданных в кредит, на уровне 10-15%». По его наблюдениям, сейчас участились случаи, когда покупатели, столкнувшись с отказом по кредиту, попросту совершают покупки на собственные средства. «Они уже не верят в деньги как таковые, предпочитая вложиться в технику, которую, скажем, давно собирались купить, но все откладывали», - замечает Тынкован.
Интересно, надолго ли хватит этого отложенного спроса. Недавний опрос Nielsen показал, что наступивший кризис заставит россиян в первую очередь сократить расходы на развлечения вне дома (56% респондентов) и во вторую - отложить обновление домашней техники (48%). Впрочем, для продавцов БТЭ это не главная головная боль.
«Будет товар на полке - купят. Нас больше занимает вопрос обеспечения необходимого количества товарного запаса. Полагаю, к концу года во многих сетях уже будет виден дефицит товара. Те, кто увлекался развитием за заемные средства, особенно остро почувствуют сейчас недостаток финансирования для пополнения оборотного капитала», - говорит Александр Тынкован. Правда, президент «М.видео» предрекает проблемы конкурентам, но только не себе - у «М.видео» трудностей с товарным наполнением, по его словам, нет: «Наши чистые денежные средства превышают 5 млрд руб.».
Может, этого хватит. А может, и нет. Кирилл Новиков из «Эксперта» говорит, что для обеспечения предновогоднего спроса обычно требуется в 2 раза больший товарный запас по сравнению с прочими месяцами: «Это несколько сотен миллионов долларов». По словам Леонида Тюкавкина, «Техносила» 60% предновогоднего ассортимента закупила еще летом. Но не факт, что это спасет ее от проблем. В «Эльдорадо», приступившей к таким закупкам только месяц назад, утверждают, что «летние» товары успевают к предновогодним месяцам «протухнуть», поскольку зимой пользуется спросом та техника, которая летом у поставщиков отсутствует.
По рынку поползли слухи, что некоторые из крупнейших ритейлеров стали рассылать письма поставщикам с просьбой увеличить отсрочку платежей в среднем с 90 дней до 120. Логика понятна: не получив средств под пополнение товарных запасов у банков, ритейлеры бросились к поставщикам.
По мнению Анастасии Михарской, старшего аналитика по долговым инструментам Банка Москвы, до кризиса банки охотно кредитовали сети под товарные запасы, прекрасно отдавая себе отчет, что средства будут направлены на что угодно, кроме закупки товаров, которые поставлялись с отсрочкой платежей. «Это была распространенная практика. Компании этого не скрывали, направляя заемные средства в развитие или рефинансирование долгов. Сейчас банкам не до того - им нужен реальный бизнес с активами, землей», - рассуждает Михарская. С другой стороны, сами производители - в большинстве своем западные транснациональные корпорации, сполна почувствовавшие на себе кризис ликвидности, - отнюдь не готовы спонсировать завязшие в долгах российские сети. «Мы как давали отсрочки в пределах одного оборотного периода в 30-60 дней, так и даем», - рассказал источник в российской Samsung. Не готовы менять условия сотрудничества и в Bosch Group. «Мы обеспечиваем товарный кредит, а не долгосрочное финансирование. Последнее - это работа банков и акционеров», - говорит полномочный представитель группы в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане Рене Шлегель.
Первыми от кризиса неплатежей со стороны розницы всегда страдают производители. Уже сейчас Sony и Hitachi пересмотрели свои годовые прогнозы по продажам в сторону уменьшения. То, что сети за ними подтянутся, - вопрос только времени. Российский же рынок БТЭ, на 90% зависящий от импорта, просто получил небольшую отсрочку по сравнению с Западом.
«Начало следующего года станет часом икс для большинства наших ритейлеров. Насколько мне известно, именно в этот период у них наступает срок исполнения обязательств по спешно взятым летом этого года кредитам», - говорит Евгений Чичваркин. У РАТЭК прогнозы чуть мягче - «показательным станет март». Похоже, что в новом году российский рынок БТЭ, некогда демонстрировавший рекорды роста по сравнению с рынками Европы и Америки, имеет все шансы стать чемпионом по скорости падения.
Источник: "SmartMoney"
Другие статьи по теме
10.08.09 Российские строители надеются на стабилизацию в отрасли к концу года
03.08.09 Посетители заглядывают в общепит в два раза реже
18.05.09 В России 110 тысяч проблемных заемщиков
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
►Все статьи по теме