09.08.2013 | Служба новостей Росфирм

Принципы постройки железной дороги

Полотно железной дороги. Оно так называется не случайно — широкая, ровная полоса земли с рельсами, вот что видит человек, когда смотрит на железную дорогу.

Железнодорожное полотно сооружают как на ровной местности, так и в горах. Полотно должно быть пологим и ровным, иначе придется снизить грузоподъемность локомотивов. Главные железнодорожные магистрали строят так, чтобы подъемы и спуски были не особо крутыми, а их количество - небольшим. На многих магистралях пологи не превышает 9/0 (9 метров на каждые километр пути).

Железную дорогу делают не только пологой, но и прямой. При этом железная дорога должна пересекать расположенные на ее пути поселки и города. Будущую трассу дороги вначале наносят на карту, затем исследуют местность с землемерными инструментами.

Трассу выбирают так, чтобы снизить затраты строительства и содержания, «вписать» дорогу в рельеф местности. Для пологих и прямых железнодорожных путей нужно больше строительных и земляных работ. Все это делает дороже строительство железных дорог, но удешевляет эксплуатацию. В горах дорогу приходится прокладывать по извилистой трассе, нередко приходится строить виадуки, пробивать тоннели.

Полотно для дороги прокладывают при помощи землеройных экскаваторов и скреперов, участвуют в процессе самосвалы и грузовые машины.

Насыпи строят так, чтобы они со временем не оседали и ремонт подкрановых путей не требовался. Их укрепляют и уплотняют дерном и камнем, для отвода воды в насыпи прорывают канавы. Если железная дорога проходит в выемке, нужно укрепить откосы, прорыть кювет — канаву для отвода воды.

Мосты и земляное полотно называют нижним строением. Оно служит основанием для верхних строений — шпал, рельсов и балласта.

Поперечные профили рельсов состоит из головок, по которым катятся колеса, узкой и высокой шейки, широкой подошвы. Профиль рельсов не дает им прогибаться при прохождении поезда.

Почему поезд не сходит с рельсов?

Колеса локомотивов насажены на оси, вращаются с ними. На обод колеса насажены схватывающее стальное кольцо.

Рельсы скрепляют болтами в сплошную нить. Стык между рельсами — слабое место железнодорожного пути. Поэтому строители стараются их уменьшить.

Рельсы крепят к шпалам костылями, которые забивают в шпалы так, чтобы головки костылей прихватывали края рельса. Между шпалой и подошвой рельса кладут металлическую подкладку, чтобы масса рельса распределялась на большую площадь.