09.10.2008 | Служба новостей Росфирм
Особенности национального МВА
Менеджеры в России делятся на две категории - те, у кого есть диплом МВА, и те, кто его не имеет. Дипломированные управленцы, в свою очередь, разделяются на носителей ценных знаний и навыков и просто обладателей престижных «корочек». Чему учатся наши руководители? Как не промахнуться в выборе бизнес-школы?В последнее время «генеральное» менеджерское образование МВА (Master of Business Administration) становится в России все более популярным. Рынок предлагает широкий «модельный ряд» МВА, рассчитанный на разные финансовые возможности и вкусы. Армия дипломированных управленцев растет. Вопрос в том, насколько качество подготовки «менеджерского генералитета» в нашей стране отвечает реальным потребностям отечественного бизнеса в грамотных управленческих кадрах. И чем отличается наше МВА от западных аналогов, которые за многие десятилетия доказали свою эффективность?
История одного стандарта
Родиной МВА является США, время появления на свет - весна 1902 г. В конце 1960-х гг. программы подготовки «мастеров менеджмента» появились в Европе и затем распространились по всему миру. Считается, что выпускник МВА как обладатель универсальных знаний по маркетингу, менеджменту, стратегическому развитию, финансам, управлению людьми и др. может «рулить» любым бизнесом.
Началом формирования российского рынка долгосрочных программ бизнес-образования считается середина 1990-х гг. Именно тогда в нашей стране стали появляться первые кузницы менеджеров. Национальные программы создавались на западный манер. Но в отсутствие общепринятых норм каждая школа придерживалась своего субъективного представления о том, что такое настоящее МВА. Российский стандарт появился только 8 лет назад.
Как рассказывает декан программы МВА нижегородского филиала ГУ-ВШЭ, профессор, зав. кафедрой общего и стратегического менеджмента Людмила Свиридова, в 2000 г. Министерство образования РФ и Российская ассоциация бизнес-образования утвердили диплом гособразца дополнительного к высшему образования «Мастер делового администрирования». По ее словам, для формирования стандартов и требований к программе МВА авторы взяли за основу лучшие наработки западных школ, но с учетом специфики российской экономики.
«Стандарт создавался с точной ориентацией на мировой опыт как адаптер, - вспоминает профессор, ректор бизнес-школы Green City, член Совета Минобрнауки РФ по MBA, член Российской ассоциации бизнес-образования Василий Козлов. - Представьте, что мы строим международную космическую станцию и надо, чтобы ее модули стыковались с иностранными. Поэтому по контенту наши программы очень близки к европейской и американской практике. Отличие российского МВА от западного лишь в исполнении и способах подачи материала».
«С содержательной точки зрения российский и западный стандарты похожи, отличия - в принципах и механизмах реализации, - поясняет руководитель программы МВА Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), профессор Виктор Матиашвили. - Наш стандарт одобрен на государственном уровне, на Западе все определяет университет или бизнес-школа. Что касается специфики отечественных программ МВА, то они ближе к реалиям российской управленческой практики, зачастую демократичнее, доступнее для обучаемых».
Ошибочно думать, что все российские бизнес-школы похожи, а их программы сделаны как по трафарету. Несмотря на единый стандарт и порой очень схожие преподавательские составы (многие педагоги читают курсы параллельно в нескольких учебных заведениях), общие подходы к преподаванию, учебные планы и даже методы обучения менеджеров в разных школах могут существенно различаться. Требования, предъявляемые государством к российским программам МВА, диктуют условия приема, устанавливают принципы набора и продолжительность курсов обязательных дисциплин. Однако в отличие от вузов бизнес-школы имеют возможность в рамках стандарта предлагать что-то свое - например, востребованные рынком уникальные специализации, интересные стажировки за рубежом, курсы для узких целевых аудиторий, двойные, а иногда и тройные дипломы.
«Многое зависит от креативных способностей руководителей и преподавателей российских программ МВА, - подчеркивает г-н Матиашвили. - Этап зеркального отображения, простого подражательства, к счастью, прошел. Калька сегодня не может быть востребована на рынке. Слушателей привлекают рационально осмысленные опыт российских компаний, факторы их успеха и причины неудач, а также диагностический и проектный инструментарий менеджмента. И лучшие программы удовлетворяют этот новый спрос. Например, потребность получить новые знания и навыки в управлении инновациями, венчурным бизнесом, интеллектуальными организациями, в управлении талантами формируется, в первую очередь, в наших хайтек-компаниях, и программы меняют свои учебные планы для удовлетворения этих нужд».
Кузницы менеджеров
Сейчас в России насчитывается 78 отечественных продавцов МВА (из них 27 московских), реализующих авторские продукты и созданные в партнерстве с западными школами совместные программы обучения. Некоторые школы и отдельные программы МВА получили международные (американские и европейские) аккредитации - АМВА, AACSB или EQUIS.
В регионах обучение искусству менеджмента происходит на базе местных или региональных филиалов столичных вузов и в невузовских бизнес-школах. Особенностью таких программ является наличие собственных научных разработок и системообразующего курса, вокруг которого формируются продукты МВА. В случаях когда заведение реализует собственный продукт, защита дипломного проекта осуществляется по месту обучения. Если же программа филиальная, создана совместно с другим вузом или является авторским продуктом партнерской школы, то обучение проходит в регионе, а защита - в головном образовательном учреждении. Кроме того, на рынке появляется все больше игроков, работающих в режиме обычных территориальных офисов продаж (без обучения), просто продвигающих в регионе МВА-продукты.
В Нижнем первые программы МВА появились в 2002 г. В нашем регионе «генералов менеджмента» готовят Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского, НГТУ и Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ. Бизнес-школа Green City, имеющая соответствующую лицензию, реализует ряд программ МВА, в том числе совместно с Государственным университетом управления. Кроме того, свой курс МВА есть у Нижегородского института менеджмента и бизнеса. Недавно Нижегородский коммерческий институт запустил программу МВА для специалистов торгового и ресторанного бизнесов. Нижегородский центр бизнес-образования «ВИРА» реализует МВА-продукты Международного института менеджмента. Не так давно на местный рынок вышла Moscow Business School, открывшая филиал по продаже программ бизнес-образования, в том числе дистанционного МВА.
Для стратегов и специалистов
По содержанию российские программы МВА, как и западные, разделяют на два основных вида - общий и стратегический менеджмент, воспитывающий «дженералистов» (General Management), и специализированные продукты.
Эксперты отмечают тенденцию увеличения количества узкоспециализированных тематических курсов МВА, направленных на получение более глубоких знаний в определенных областях, актуальных в первую очередь для специалистов и корпоративных заказчиков.
«По моему ощущению, растет спрос на программы «с именем», с хорошей репутацией. Образно говоря, слушатели предпочитают ходить не на «спектакли», а на «актеров». Дженералистские программы при этом пользуются большим спросом, чем узкоспециализированные, - говорит Виктор Матиашвили. - Людей привлекает серьезное методическое «обустройство» программы. Большое значение придается тому, где и в каких условиях они реализуются».
Стимулировать, возбудить, натренинговать
В программах МВА сочетаются разные методы преподавания - классические (характерные для вуза лекции и семинары) и специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция). Однозначного мнения о том, какие из методов должны превалировать в системе МВА, не существует. Очевидно, что лишь сочетание разных приемов в пропорции, оптимальной для данной программы, обеспечивает качественную подготовку менеджеров.
Метод кейсов, по данным г-жи Свиридовой, на Западе очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА: там обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% от общего времени курса. В России эта технология также применяется весьма активно, однако чаще всего в форме мини-кейсов с кратким описанием ситуации, отражающим только суть проблемы. При этом Людмила Свиридова подчеркивает: «Традиционная теоретическая часть, которая в высшей школе России до сих пор является весьма значительной, есть и в программах МВА отечественных бизнес-школ, хотя и в весьма усеченном виде». Это, по ее мнению, «позволяет обновлять ранее полученные знания и формировать концептуальное мышление путем соотнесения конкретных примеров из бизнеса с теорией».
«Доля самостоятельных занятий в общем объеме западных программ МВА многократно превышает аналогичный российский показатель, - сетует г-н Козлов. - С 1 марта 2008 г. действует новый стандарт МВА, который увеличил объем программы с 1000 до 1800 часов. Дополнительное время было добавлено для самостоятельной методической работы. Контактных часов с преподавателем, с консультантом также прибавилось. Это попытка работы над ошибками прошлых лет, в течение которых действовал прежний стандарт. Нам пока в целом не удается побудить наших участников программы к активной самостоятельной работе. В силу своей занятости они предпочитают интенсивные встречи с консультантами. Причем тот должен быть шоуменом и так эмоционально возбудить слушателей за короткое время, чтобы у них осталось какое-то воспоминание о предмете. Мы делаем ставку на методические факультативные встречи, на более активное включение слушателей в процесс обучения и на побуждение - любыми самыми изощренными способами - к самостоятельной работе». К подобным методам воздействия г-н Козлов относит обзоры бизнес-литературы, встречи на предприятиях в сочетании с «думающими» практиками, истории успеха из первых уст, команды по кейсам и различные способы обмена опытом.
Российский модуль
Традиционно обучение МВА на Западе длится порядка 1,5-2 лет. Продолжительность отечественных программ составляет 1-3 года. Многое зависит от формы получения знаний - дневной (full-time), вечерней, модульной или дистанционной. Кстати, именно в формах обучения, как отмечает Василий Козлов, и состоит основное различие между российским и западным МВА. «В США программы МВА реализуются преимущественно в очной форме, а у нас - в заочно-вечерней», - говорит г-н Матиашвили. Дневное обучение требует перерыва в карьере. В этом кроется причина невысокой популярности формата full-time в России. Немногие руководители готовы бросить все и во имя будущих побед погрузиться в учебу на 2 года. «У нас в целом, наверное, наберется всего пара групп, получающих MBA в режиме full-time», - констатирует г-н Козлов.
Гораздо более популярно в России вечернее и модульное обучение. Вечерние занятия проходят по окончании рабочего дня, что не отвлекает человека от бизнеса и позволяет сразу применять новые знания в профессиональной деятельности.
Модульное обучение также дает возможность совмещать учебу с работой: примерно раз в 2-3 месяца слушатели приезжают в школу на 2-10-дневные сессии, а в промежутке учатся самостоятельно по предоставленным материалам. По сравнению с вечерней формой модульный режим имеет ряд преимуществ. После работы уставшие слушатели часто не в силах учиться - ум и тело требуют отдыха. Модульное обучение дает возможность полностью, хотя и ненадолго, погрузиться в учебный процесс и в то же время не оставлять поля деятельности. Сегодня около половины всех российских слушателей МВА выбирают подобный режим усвоения знаний.
В числе модульных программ существует особый продукт - Executive MBA (обычно годичный), своего рода VIP-МВА. Эта программа актуальна для управленцев высшего эшелона, которым необходимо получить сбалансированные знания в различных экономических сферах (а иногда и за рамками бизнеса - в области культуры, искусства и т.д.). В последнее она получает распространение и в РФ.
Менеджер на дистанции
Отдельного внимания заслуживает стремительно набирающее популярность дистанционное МВА. Сегодня все больше бизнес-школ продвигают на региональные рынки МВА в стиле онлайн. Ключевая особенность дистанционного обучения - минимум внутригруппового общения, связь с преподавателями через интернет и максимум самостоятельных занятий. Слушатели классического дистанционного МВА получают учебные материалы и без помощи преподавателей изучают их, периодически выезжая на очные занятия. Сессии в дистанционном МВА могут длиться по 1-3 недели.
Некоторые игроки образовательной индустрии стараются перевести весь процесс обучения, в том числе сдачу экзаменов, в режим онлайн (за исключением защиты дипломного проекта). Слушателю высылаются пакет учебных материалов, аудиокниги и видеолекции - и процесс пошел. Но эксперты считают, что в бизнес-образовании нельзя полностью отказаться от очных занятий. По мнению Василия Козлова, МВА без «магии общения» - суррогат МВА.
«Уповать на упорный дистанционный труд соискателя степени МВА весьма ненадежно, - подчеркивает г-жа Свиридова. - Обучение на МВА - это работа в команде, постоянный обмен мнениями, знаниями и опытом среди слушателей. Всего этого лишены дистанционные программы». «Любой качественный курс подготовки менеджера сопровождается электронной поддержкой, - объясняет г-н Козлов. - Но это лишь дополнение, а не основной продукт. Весь процесс обучения по программам МВА изначально основывается на «клубной» групповой работе людей, интересных и полезных друг другу».
Между тем, по данным г-на Козлова, сегодня дистанционное МВА сертифицируется, и у него есть определенные стандарты. «При нынешней динамике развития рынка этот продукт наверняка будет активно продаваться», - убежден он.
Цена знаний
МВА - самый дорогой продукт на рынке бизнес-образования как на Западе, так и в России. Получение «генерального» менеджерского образования в РФ требует вложений от $3 до $45 тыс. Обучение в Москве обойдется слушателю примерно в 1,5-2,5 раза дороже, чем покупка аналогичного филиального или партнерского продукта в регионе.
Стоимость обучения зависит от содержания программы: специализированные курсы, как правило, дешевле, чем подготовка «дженералиста», а продукты, адресованные высшему руководству, дороже классических программы. Кроме того, на стоимость МВА влияют режим обучения (очная форма - самая дорогая, дистанционная - наиболее доступная по цене), «звездность» преподавательского состава, известность бренда бизнес-школы, наличие аккредитации и качество выдаваемого диплома (российский государственный, диплом гособразца, двойной диплом, признанный известными западными школами).
До недавних пор стоимость российского МВА была на порядок ниже западных аналогов. «Сегодня лучшие национальные программы по цене стали сопоставимы с европейскими, что является следствием наработки опыта в сфере бизнес-образования и повышения качества обучения в России, - говорит г-н Козлов. - Сейчас программы стоимостью 1 млн руб. уже не вызывают священного ужаса, притом что европейский курс МВА средней руки стоит 30-40 тыс. евро. Так что если менеджер хочет работать за рубежом, ему лучше окончить западный курс МВА, если он намерен трудиться в России, есть смысл выбирать лучшие отечественные программы».
По прогнозам, в ближайшие 5 лет цены на российские и западные программы МВА сравняются. То же самое произойдет с московскими и региональными продуктами, идентичными по содержанию и преподавательскому составу. Но это случится гораздо быстрее - уже через 1-1,5 года.
Осторожно, контрафакт!
Многие российские образовательные учреждения хотели бы получить право реализовывать программы МВА с выдачей госдиплома. Но не всем это под силу, поэтому на рынке появляется все больше сомнительного товара под маркой МВА.
«На нижегородском рынке существует проблема недобросовестной конкуренции. Некоторые бизнес-школы в нарушение требований Минобразования принимают на обучение слушателей без высшего образования и необходимого двухлетнего стажа работы, пытаясь нажиться за счет большого количества желающих получить престижный диплом МВА по скромной цене, - говорит г-жа Свиридова. - Но, памятуя о бесплатном сыре, можно утверждать, что качественное МВА с визит-профессорами и бизнес-консультантами высокого класса не может стоить дешево».
«Ряд конкурентов опускают этическую планку на низкий уровень, превращая элитное бизнес-обучение в поле купли-продажи, - констатирует Виктор Матиашвили. - Как вам нравятся продавцы MBA, которые вопреки всем стандартам приглашают на обучение студентов, не имеющих даже дипломов бакалавра? Но век жуликов в бизнес-образовании недолог, невысока и ценность дипломов, которые они продают».
Произошедшая инфляция самого понятия МВА затрудняет выбор оптимальной программы для потенциальных слушателей. С недавним выходом нового более «требовательного» госстандарта МВА некоторые провайдеры окажутся «за бортом», но реализовывать им свои программы не запрещается - только без выдачи госдипломов.
Нелицензионные программы стоят относительно недорого, да и поступить на такое МВА просто, т.к. слушатели не проходят сквозь сито жесткого отбора. Но результат обучения, предупреждает Василий Козлов, вряд ли будет удачным. «Между государственным дипломом МВА и документом гособразца такая же дистанция, как между зарплатой настоящими и ксерокопированными деньгами», - поясняет он. И неудивительно, что одни обладатели МВА - желанные гости в самых престижных компаниях, а другие - чужие на этом празднике жизни.
Другие статьи по теме
04.02.09 Исследование рынка рекламы: будущее за Интернетом
26.01.09 Вузы могут недосчитаться студентов, способных платить за образование
20.01.09 Без глянца: читатели потеряют интерес к красивой жизни
02.10.08 51% безработных в Архангельской области не имеют профессионального образования
►Все статьи по теме